ПАСПОРТ ИГРЫ ГРУППЫ (в соответствии с концепцией Кравцовой Е.Е) Средняя группа (4-5 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида детей № 23 «Солнышко»
ПАСПОРТ ИГРЫ ГРУППЫ
(в соответствии с концепцией Кравцовой Е.Е)
Средняя группа (4-5 лет)
Воспитатель:
Петрищева Любовь Александровна - первая квалификационная категория
Возрастные и индивидуальные особенности детей группы
Возрастные особенности детей младшей группы (3-4 года) |
Индивидуальные особенности (относительно игровых интересов детей) |
-Социально-коммуникативное развитие; Младший возраст: * Сопереживает, сочувствует другим. * Проявляет чувство стыда. * Проявляет чувство гордости за себя. *Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий без помощи взрослого. * Проявляет терпение и усидчивость. *Устанавливает контакт с незнакомыми детьми. Средний возраст: * Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол…). *Четко формулирует свои желания, интересы. * Выполняет просьбу, задание взрослого без контроля со стороны. * Выполняет определенные действия взрослого без напоминания взрослого (моет руки…). * Переживает неудачу, поражение. * Может формулировать цель своих действий и фиксировать результат. *Способен сохранять внимание во время занятий. *Проявляет мотивацию к успеху. Коммуникация *Инициирует взаимодействие со сверстниками. *Активно включается в игру со сверстниками. *Соблюдает правила и очередность в игре. *Берет на себя определенную роль в игре. *Проявляет готовность оказать помощь
- Познавательное развитие; Младший возраст: *Различает понятия «длинный», «короткий». * Различает понятия «быстро», «медленно». *Сортирует предметы по категориям (фрукты, овощи и т. д.). * Понимает ход времени в распорядке дня. * Знает имена членов своей семьи, название своего города.
Средний возраст: *Запоминает и рассказывает, что изображено на картинке. * Сравнивает вес предметов (легче – тяжелее). * Определяет и нанизывает признаки, назначение и количество (в пределах 5 предметов). *Знает количественный состав числа 5(1.1.1.1.1.). *Знает порядковый счет в пределах 10. * Знает последовательность времен года и сезонные изменения (набухли почки, отцвели цветы…). * Может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года. * Знает чередование месяцев в году. * Различает диких дома и домашних животных. * Узнает и называет некоторых насекомых и птиц. * Правильно называет детенышей некоторых животных. * Знает имена, отчества, фамилии членов семьи. * Знает основные праздники, которые отмечаются в Росси. * Знает достопремечательности своего города.
- Речевое развитие; Младшая группа. * Сопровождает действия речью. * Во время разговаривает сам с собой. * Охотно слушает сказки, стишки, потешки. * Пытается пересказывать сказки, истории, рассказы. Средняя группа. *Способен логично продолжить рассказ. * Задает вопросы – Почему? * Понимает заданные вопросы и отвечает на них. * Строит сложные предложения. *Правильно употребляет имена существительные и местоимения. * Правильно употребляет множественное число. * Пытается объяснить наблюдаемые явления и события. * Использует в речи вежливые обращения, различные интонации, мимику соответственно содержанию. * Правильно использует слова обобщения (фрукты, овощи и. т. д). * Описывает положение предметов по отношению к себе («передо мной на полочке») * Правильно согласовывает слова в предложениях, использует предлоги. * Свободно использует все части речи. *Знает название улицы, на которой живет * Знает название столицы России.
-Художественно-эстетическое развитие. Младшая группа. *Пытается играть на доступных детских музыкальных инструментах. * Выполняет заданные движения под музыку. * Рисует изобразительные формы карандашом, фломастером, мелком. * Лепит из пластилина. *Самостоятельно складывает простую мозаику. Средняя группа. * проявляет способность внимательно слушать музыку. * знает знакомые мелодии. * Способен повторить знакомые песни. * выполняет элементы танцев.
- Физическое развитие; Младшая группа. * Перепрыгивает через черту. * Поднимается и спускается переменным шагом по лестнице. * Лазает по лестнице. * Выполняет заданные упражнения во время зарядки. * катается на трех колесном велосипеде. Средняя группа. · Может уверенно стоять на одной ноге. · Прыгает через препятствия на высоте более 10см. · Катается на лыжах, коньках. · Катается на самокате.
|
1. Марина А.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого пове Кристина А.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
3.Мария В.- наблюдаются ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает играть одна в игре активно использует предметы заместители. 4.Амина Г.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
5. Олег Г.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
6. Александр. Д. – играет на полу, на столе с мелкими машинками. Издает звуки рычание машин, животных. Ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает игры с мелкими игрушками, в игре активно использует предметы заместители.
7. Дарина Е.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
8. Ратмир К.- отпуск.
9. Дмитрий К.- предпочитает игры с буквами, цифрами. Предпочтение отдает книгам.
10. Михаил К.- Ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает игры с мелкими игрушками, делает постройки из кубиков и конструктора. В игре активно использует предметы заместители.
12 Анастасия М.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
13. Роман П.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
14. Ксения П. - ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
15. Алиса П.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
16. Савелий С.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
17. Екатерина К.- Ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает игры с мелкими игрушками, в игре активно использует предметы заместители.
18. Андрей Р.- Ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает игры с мелкими игрушками, делает постройки из кубиков и конструктора. В игре активно использует предметы заместители. 19. Дарина Б.- Ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает игры с мелкими игрушками, делает постройки из кубиков и конструктора. В игре активно использует предметы заместители. 20. Арсений - Ведущий вид игры – режиссерская, предпочитает игры с мелкими игрушками, делает постройки из кубиков и конструктора. В игре активно использует предметы заместители. 21. Рома Ч.- ведущий вид игры – образно-ролевая способность перевоплощаться, имеет опыт ролевого поведения.
|
Виды игры в данном возрасте,
характеристика игрового поведения ребенка
Ведущий вид игры – Обзрано - ролевая
Продолжается игра – Режиссерская
Переход к игре – Сюжетно – ролевая.
4 -5 лет. Обзрано - ролевая |
Признаки: ребенок может не просто ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но и гудеть, хрипеть и даже выпускать дым. Примерять на себя какое-либо свойство или функцию предмета. Развитие: ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения. Приобретаемое: способность перевоплощаться, опыт ролевого поведения.
|
План развития игры в группе на 2020-21 учебный год
Примерные варианты игровых действий детей, темы игры
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Образные игры «Кошка и котята» «Лягушка и лягушата» «Белка и бельчата» «Коза и козлята» «Собака и щенята» «Медведица и медвежата» «Ежиха и ежата» «Спортивное домино» «Попади в цель» Режиссёрские игры с кубиком на игровом поле. Строительство башен, мебели, обыгрывание построек мелкими игрушками. «Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» |
Образные игры «Белка и бельчата» «Корова и телята» «Мотыльки» «Лиса и лисята» «Коза и козлята» «Лошадка и жеребята» «Мышь и мышата» «Самолёты» «Васька кот» «Кто быстрее» «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки» Инсценировка сказок, составление рассказов. |
Образные игры «Воробьиха и воробьята» «Утка и утята» «Курица и цыплята» «Мышь и мышата» «Зайчиха и зайчата» «Самолёты» «Обезьянки» «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?» Д/и: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?». |
Образные игры «Тигрица и тигрята» «Ворона и воронята» «Гуси и гусята» «Паровозики» «Слониха и слонята» «Гули-голубочки» «Комарики» Инсценировка сказок, составление рассказов. Строительство зданий, мебели, техники, роботов. Обыгрывание построек. |
Профессионально-игровые компетенции воспитателя
Методическая копилка
Технологии, обеспечивающие развитие игровой деятельности дошкольников |
Приемы прямого руководства игрой |
Приемы косвенного руководства игрой |
«Концепция развития игровой деятельности дошкольников» |
- Включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто). Провокация «ломание сюжета» |
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: - внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений; - экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми; - создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения); - чтение художественных произведений, драматизация сказок. |
- Вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога). |
Организация предметно-игровой среды - сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек; - внесение в среду новой игрушки; - изготовление детьми атрибутов. |
|
Присоединение, если нужно «оживить» игру. |
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни: - ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин); - создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими. |
|
Равноправный игрок. Не организатор, а партнёр. |
Организация игр, обучающего характера: - театрализованные игры; - игры типа «Угадай, кто пришел?», Угадай, кого я изображаю? » - дидактические игры «Кому что нужно для работы?» |
|
Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек). |
Вывод: на основе углубленных знаний дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно - ролевой игры до сюжетно-ролевой. К пяти годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметно -заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время
Срок исполнения |
Мероприятия по обогащению игровой среды и формированию игровых умений у детей |
Отметка об исполнении, результат |
Сентябрь
«Семья»
|
Беседа: «Семья – это я!» , «Традиции в семье». Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», Скребицкий «Мама лучший друг», В. Сухомлинский «Одна семья», «Сказка о гусыне». Составление детьми рассказов на тему «День рождение», «Как я помогаю взрослым». |
|
«Больница»
|
Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами. Экскурсия в аптеку. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение произведений: «Лечу куклу» П,Образцов; «Врач» И.Драг Изготовление атрибутов к игре. Изготовление карточек для больных, талонов на приём. |
|
«Магазин» |
Экскурсия в овощной магазин. Рассматривание иллюстраций и картин по теме. Занятие по развитию речи: составление рассказа по картине «В магазине» Чтение: «Овощи» Ю.Тувим; «Весёлый магазин» Э.Мошковская. Лепка: Овощи. Аппликация: «Овощи на тарелке» Изготовление атрибутов к игре (лепка овощей из теста), ценники, чеки, деньги и др. |
|
Октябрь
«Зоопарк»
|
Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?». Изготовление альбома «Зоопарк». Рассматривание иллюстраций по теме. Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок). Дид игра «Кого везут в зоопарк?» Лепка животных. Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк». |
|
«У Айболита»
|
Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми на тему: «Животные тоже болеют», «Профессия ветеринар». Изготовление атрибутов к игре: вывески зоолечебницы. |
|
«Цирк»
|
Беседа: «Профессии цирка», «Животные цирка». Чтение литературы: «Дрессировщик» С.Махотин, просмотр мультфильма: «Фунтик», «Девочка на шаре». Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки. |
|
«Кафе», «Столовая» |
Беседа: «Профессия повар, кондитер», «Любимое блюдо», «Сладости», «Сервировка стола». Просмотр Мультфильма: «В одной столовой». Изготовление атрибутов к игре: изготовление салфеток, плоскостных фигур-заместителей. |
|
Ноябрь
«Транспорт, Автострада»
|
Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения» «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение: «Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая. |
|
«Строители»
|
Аппликация: «Строим дом» Рисование: «В городе построены разные дома». Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение: «Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин, «Строители» Г.Люнцин «Строитель» Н.А.Кнушевицкая. |
|
«Полеты в космос»
|
Беседа: «Профессия космонавт», как едят космонавты», «Невесомость». Изготовление атрибутов к игре: меню для космонавтов, маски инопланетян. Просмотр мультфильма «Смешарики в космосе» |
|
«На рыбалке» |
Беседа: «Рыбы: речные, морские, озёрные» «Как ловить рыбу?» Конструирование: «Лодочка», оригами «рыбы» Аппликация: «Пароход» Чтение: Пермяк «Первая рыбка», «Это книжечка моя про моря и про маяк» В.Маяковский Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок. |
|
Декабрь
Праздник Новый год «Почта» «Магазин елочных игрушек» |
Беседы: «Кто такой дедушка Мороз?». Беседа «Елочные гирлянды -красиво, но небезопасно», Кто работает на почте» Рисование на тему: «Новогодняя елка», Выполнение Объемной аппликации «Гирлянда», «Елка». Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков. Разучивание хоровода вокруг елки, новогодних песен, стихов для Деда Мороза. Составление письма Деду Морозу. Д/И «Какая елочка». Подготовка Атрибутов к игре: шитье сумки для почтальона, изготовление елочных игрушек, денег, елок, Костюмов из бросового материала, масок. Чтение стихов о Новом годе, елке : С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г.Х. Андерсен «Ель», С.Маршак «песня о елке», К.Чуковский «Елка», С.Маршак «12 месяцев»,Е.Трутнева «С Новым годом!», Е.Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Веселый Новый год», С.Дрожжин «Дедушка Мороз», З.Александрова «Дед Мороз», р.н.сказка «Дети Деда Мороза».Н.А.Некрасов«Мороз-воевода», И.Черницкая «Кто такой ДедМороз». Слушание музыкальных произведений «Новогодняя полька» А.Александрова, П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Во сыром бору елочка» |
|
Январь
|
«Путешествие на корабле» «Отпуск на теплоходе вокруг света» |
Рассматривание глобуса; Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире; Беседы о водном транспорте с рассматриванием иллюстраций энциклопедий Беседа о профессиях на корабле; Рассматривание иллюстраций, энциклопедий по теме «Море и его мир» ; Просмотр презентаций по теме «Подводный мир» Рассматривание альбомов с видовым разнообразием животного и растительного мира, средой обитания; Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир; Чтение художественной литературы: Х. - К. Андерсен "Русалочка», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины»; Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва»; Творческие рассказы: «Как я ездил с родителями на море»; Вечер загадок, стихов о морском мире; Коллективное творчество: «Подводный мир» Лепка: «Дельфин». Изготовление атрибутов для игры: Штурвал для теплохода, парус, билеты, изготовление из модулей и конструктора корабль, головные уборы для моряков, удочек из бросового материала.
|
|
Февраль
|
«Летчики» «Водители» «Автомастерская» «Пограничники» |
Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки». Чтение произведения М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице», Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»; Б.Житков «Светофор». Конструирование автобус, мосты. Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески. Рассматривание иллюстраций автомобилей. Конструирование: гаражи, бензоколонка. Чтение произведений: «Моя улица» С.Михалков Оригами: «Пилотка», коллективное рисование «Флаг», «Пограничный столб». Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?» Чтение стихов и рассказов о пограничниках: «На заставе» А.Барто,«Пограничник» С.Маршак. Разучивание песен о пограничнике. Изготовление атрибутов для игры: пилоток, флага, пограничного столба. |
|
Март |
«День рождения» «Кафе» «Школа» «Библиотека» |
Беседа: «Семейные праздники», «Как мы отмечаем день рождение». Чтение: К. Чуковский «Муха-цокотуха». Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья. Придумывание конкурсов, запись на фантах. Изготовление атрибутов для игры: Открыток, подарков, шаров. |
|
|
|
Беседа «Знакомство с профессией официант» Просмотр обучающего фильма «Сервировка стола» Изготовление атрибутов для игры: папки-меню, блокнот, фартуки для официантов, подготовка атрибутов для уборщицы- ведро и щетка, касса для кассира, разносы, игрушечные угощения, кошельки, деньги для персонала и посетителей. |
|
|
|
Беседа с элементами моделирования: «Кто и как работает в школе»,«Кто и как работает в школьной библиотеке». Этическая беседа на тему: «Как вести себя в библиотеке». Д/и «Кому что нужно». Чтение художественной литературы В.А Берестов «По дороге в 1 класс», А. Воронкова «Подружки идут в школу», А. Барто «В школу». Пополнить игровой уголок доской, мелом, указкой, трафаретами букв, цифр. Привлечь детей к оформлению букв. Привлечь детей к изготовлению книг (по типу - книжки- малышки), формуляров, алфавит по трафарету, вывески школы, табличек с номером классов. |
|
Апрель |
«Театр» «На концерте» «Автобус» |
Чтение сказок: «Жихарка», «Гуси-лебеди и т. д. Беседа: «Профессии театра», «Поведение в театре». «Зачем нужен кондуктор в автобусе». Изготовление игрового оборудования: Афиша, театральные билеты, билеты для проезда в автобусе, ширма, витрина в кафе, бирки, игрушечная посуда, муляжи продуктов, стулья, где отмечены ряд и место, руль, постройки автобуса из конструктора и модулей. |
|
Май |
«Салон красоты» «Парикмахерская» |
Просмотр видеоролика «Кроха Антоха.Не хочу подстригаться», Подготовка атрибутов к игре: визажиста, мастера по маникюру, уборщика, кассира, чайные пары, журналы по причёскам, маникюру. |
|
|
|
Чтение произведений о парикмахере. «Моя улица» С.Михалков Рассматривание картины «Парикмахер» и других иллюстраций по теме. Изготовление альбома «Модели причёсок» Изготовление атрибутов к игре. |
|